женщинами, имеющими отсрочку отбывания наказания, с использованием приемов и методов цветовой сказкотерапии, разработанная психологом группы психологического обеспечения Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Смоленской области капитаном внутренней службы Валентиной Кабановской.
Целью данной программы является профилактика деструктивного поведения среди женщин, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и имеющих отсрочку отбывания наказания до достижения их ребенком четырнадцатилетнего возраста, поскольку у них высока вероятность совершения повторного преступления в период отсрочки от отбывания наказания.
Сама программа, по задумке Валентины Кабановской, состоит из четырех полуторачасовых занятий. В ее апробации принимали участие шесть женщин, осужденных без изоляции от общества и имеющих детей до 14 лет.
Учитывая особую категорию участников, данная психокоррекционная программа позволяет плавно войти в мир эмоций, чувств через проективные образы в сказке, позволяет создать доверительные отношения в группе, дает возможность расслабиться, снять сопротивление и позволяет дать доступ к чувствам.
- Методика цветовой сказкотерапии является методом одновременно и диагностирующим, и корректирующим, - отмечает Валентина Кабановская. - Причем диагностика происходит мягко, не вызывая у человека обычной тестовой тревожности или ощущения грубого вторжения в его личную среду.
Сказкотерапия позволяет видеть свой внутренний мир и одновременно смотреть на ситуацию со стороны, увидеть возможные пути выхода из психотравмирующей ситуации, видеть людей, которые могут поддержать, открыть какие-то внутренние ресурсы и при этом принять реальность.
В ходе занятий происходит гармонизация эмоционального состояния, гармонизация межличностных отношений. Все вышеперечисленные процессы способствуют профилактике деструктивного поведения и уходу от данных форм поведения.
Реализация данной программы, по мнению ее автора, направлена на снижение уровня деструктивных форм поведения женщин, формирование мотивации к правопослушному поведению, гармонизацию эмоционального состояния, актуализацию внутренних ресурсов для проживания и переживания тяжелой жизненной ситуации, формирование позитивных жизненных установок.